![]() ![]() |
![]()
![]() |
![]() ![]() |
Абитуриенту Специальности факультета: «ГЕОГРАФИЯ» «ГЕОЛОГИЯ И РАЗВЕДКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ» «ГЕОЭКОЛОГИЯ» «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» «ГЕОГРАФИЯ» Специальность по географии введена на факультете с 1934 года. Научно-технический прогресс и его влияние на природу и общество, бурное развитие экономики, образования и культуры, расширение связи с зарубежными странами всегда выдвигали перед специалистами-географами большие проблемы. Они участвуют в решении таких народнохозяйственных задач, как комплексное использование природных ресурсов, разработка планов и путей преобразования крупных регионов, изучение современных природных процессов в ландшафтах и их прогнозирование. Географами изучаются рациональное размещение произво-дительных сил, развитие территориально-производственных комплексов, разви-тие системы расселения городов и сельских населенных пунктов, использование трудовых ресурсов, организация рекреационной деятельности, развитие эконо-мических и культурных связей с зарубежными странами. Будущий специалист получает в университете глубокие знания по географическим дисциплинам. Древняя и всегда молодая география требует от специалистов-географов глубоких знаний современных явлений и процессов. Студенты слушают лекции по общему землеведению, общей геологии, почво-ведению и географии почв, метеорологии и климатологии, гидрологии, био-географии, геодезии и картографии, физической и экономической географии России, физической географии материков, географии океанов, экономической географии зарубежных стран, общей топонимике, географии Беларуси, истории и методологии географических наук, основным проблемам физической и экономической географии, использованию природных ресурсов и охране при-роды, методике преподавания географии и др. В конце 1-го и 2-го курсов прово-дится учебная практика, на 3-м и 4-м курсах - производственная. Для прове-дения полевых практик создана учебная географическая станция "Западная Бе-резина" (Воложинский р-н, Минской обл.). Там имеются спальные корпуса, клуб, столовая, учебные комнаты, спортивная площадка, лаборатория. В те-чение двух месяцев студенты закрепляют теоретические знания. Геодезисты и топографы проводят топографическую съемку и составляют план местности, дешифрируют аэрофотоснимки, проводят комбинирование съемки на фо-топланах. Геологи исследуют горные породы и минералы, изучают залегание пород, их возраст и происхождение. Гидрологи проводят занятия с приборами, фиксируя скорость течения, глубину реки, объем стока воды. Метеорологи ведут наблюдения за погодой, микроклиматом, составляют графики, прогноз погоды. Почвоведы изучают почвы по разрезам, на основании которых вычерчивают почвенную картосхему. Геоморфологи определяют размеры и формы холмов, понижений и их происхождение. Геоботаники изучают растения, дают им названия, определяют тип леса, луга по преобладающим группам растений. Заключительным этапом является физико-экономгеографическая прак-тика, где дается комплексное описание и оценка природных условий и хозяй-ственной деятельности человека на определенном участке территории. По специальности "География" существуют следующие специализации: физическая география; география туризма и экскурсионный менеджмент; эконо-мическая география; демография; почвоведение и география почв; гидрология суши; картография; метеорология и климатология; региональная социально-экономическая география. На факультете студенты получают навыки: проводить комплексные науч-ные исследования в области изучения природно-территориальных и социально-экономических систем на глобальном, региональном и локальном уровнях; оце-нивать природно-ресурсный потенциал территории и возможностей его хозяй-ственного освоения; выявлять направления и интенсивность хозяйственного освоения природных комплексов и их антропогенных трансформаций; решать эколого-географические задачи, связанные с организацией и размещением социально-экономических систем; прогнозировать развитие территориальных природных и социально-экономических систем; устанавливать закономерности взаимодействия между человеческим обществом и географической средой; работать в органах и учреждениях системы образования. После окончания университета специалисты-географы работают в научно-исследовательских институтах, проектных и научно-производственных орга-низациях, учреждениях занимающихся хозяйственным освоением природных ресурсов и размещением производственных комплексов. Много выпускников принимают на работу академические и научно-исследовательские институты и учреждения, связанные с управлением, проектированием и экспертизой на-родно-хозяйственной деятельности; проектные, изыскательские, исследо-вательские институты, бюро, фирмы различных форм собственности; образо-вание. «ГЕОЛОГИЯ И РАЗВЕДКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ» Подготовка высококвалифицированных специалистов для раазведки ми-нерально-сырьевых ресурсов страны - одна из главных задач факультета. Подготовка специалистов в области геологоразведочного дела имеет давнюю историю. Еще в далеком 1923 г. академиком АН БССР Н.Ф.Блиодухо в университете была основана кафедра геологии (с 1973 г. -кафедра почвоведения и геологии), а геолого-географический факультет был открыт в 1934 г. В этом же году лаборатория минералогии была преобразована в «Минералогический музей» с богатейшей коллекцией минералов и горных пород со всех конти-нентов. В настоящее время подготовка специалистов в области геолого-разведочных работ осуществляется на кафедре «динамической геологии» геог-рафического факультета, которая основана в 1994 г. академиком Р.Г.Горецким. Специальная подготовка инженера-геолога ориентирована на широкое использование достижений науки в области исторической и структурной геологии, геотектоники и геохимии, динамики подземных вод, физической химии и других разнообразных современных методов изучения литосферы. Будущие инженеры-геологи получают навыки изучения условий образования и закономерностей распределения оруднения в земной коре; в целях геологи-ческого обоснования минерально-сырьевой базы они используют методы геолого- и экономико-математического моделирования для прогнозирования запасов и условий разработки месторождений полезных ископаемых. В БГУ готовят специалистов по поискам и разведке рудных и нерудных полезных ископаемых, месторождений нефти и газа, а также редкоземельных и радиоактивных элементов. Будущие специалисты-геологи получают практические навыки во время производственных практик на предприятиях ПО «Белгеология», повышают свою квалификацию в тесном контакте с учеными института геологических наук НАН и Белорусского научно-исследовательского института геолого-разве-дочных изысканий (Бел НИГРИ). За годы учебы будущие геологи должны быть подготовлены для производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-исследовательской, научной и преподавательской деятельности в области проектирования, проведения поисковых и геологоразведочных работ, подсчета запасов и оценки перспектив разработки месторождений месторождений полезных ископаемых, использования современных технологий их добычи и утилизации, расчленения геологических разрезов и построения геологических карт, проведения всесторонних литологических, палеогеографических, петрографических и стратиграфических анализов. Выпускники-геологи предназначены главным образом для работы в полевых поисковых и геолого-разведочных отрядах, партиях и экспедициях, центральных и местных производственных геологических службах, темати-ческих партиях, аналитических лабораториях, проектных и научно-исследовательских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах, в экологических отделах исполнительной власти (вопросы и задачи геоэкологии). Большие перспективы и новые горизонты для специалистов-геологов, выпускников БГУ, открываются в связи с формированием союзного государства —России и Беларуси. «ГЕОЭКОЛОГИЯ» Задачи рационального использования природных ресурсов и охраны невозможно решать без высококвалифицированных специалистов – экологов, имеющих фундаментальную географическую базу. Начиная с 1994 года на географическом факультете ведется обучение студентов по специальности «эко-логия». Подготовка экологов осуществляется на базе географического образо-вания и предусматривает изучение многих фундаментальных дисциплин геогра-фического профиля, таких как общее землеведение, геоморфология, геология, почвоведение, метеорология и климатология, физическая, экономическая, политическая и социальная география мира и отдельных регионов и ряда других. Вместе с тем в учебном плане экологов присутствуют такие дисциплины, которые не изучают студенты других специальностей. Это био-логия, экология, геоэкология, Экология ландшафтов, радиоэкология, экол-огический мониторинг, учение об окружающей среде, экологическое карти-рование, экологическое право, проблемы природопользования и другие. Кроме того, начиная со второго курса, студентам читаются спецкурсы, предназ-наченные для расширения и углубления знаний в рамках их специальности. Среди них: экология города, экологические проблемы Беларуси, экологические проблемы сельскохозяйственного и промышленного производства, исполь-зование полезных ископаемых и охрана геологической среды и т.д. Учебным планом предусмотрены летние учебные и производственные практики студентов-экологов. Учебные практики обычно проводятся на гео-станции «Западная Березина». Здесь студентам созданы прекрасные условия для работы, отдыха и занятия спортом. В числе учебных практик есть комплексная межзональная практика, в процессе которой студенты знакомятся с природными, экономическо-географическими и экологическими особенностями различных регионов Беларуси. Производственные практики проводятся в институтах Национальной Академии Наук, организациях Министерства природ-ных ресурсов и охраны окружающей среды, областных, городских и районных инспекциях охраны природы. Студенческая НИЛ экологов ведет исследования по созданию геоэколо-гической карты университетского городка и ландшафтному картированию урбанизированных районов зоны. После окончания университета студенты-экологи могут работать в структурных подразделениях Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в научно-исследовательских и проектных институтах, имеют право преподавать географию и экологию в средних специальных учебных заведениях и школах. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» Специализация по ГИС - (открыта в 1997 г.) рождена требованиями времени: резким увеличением мощности информационного потока в области природопользования. На стыке информатики и комплекса наук о Земле воз-никла геоинформатика - наука о технологии сбора, хранения, преобразования, отображения и распространения пространственно-координированной инфор-мации для решения задач инвентаризации, оптимизации и управления геосистемами.. Получение квалификации «Географ.Специалист по ГИС" открывает широкие возможности для получения теоретической и практической подго-товки по комплексу дисциплин, необходимых при разработке и применении информационных технологий. В процессе обучения формируются знания и умения по физической и социально-экономической географии, ландшафто-ведению, экологии, почвоведению, геологии, геодезии, картографии, а также по специальным дисциплинам, таким как геоинформатика, аппаратно-программные средства ГИС, дистанционные методы исследований, фото-грамметрия, топография, основы земельных отношений, землеустройство, земельный кадастр земельное право, планировка и инфраструктура населенных пунктов, оценка земель и недвижимости и другие. На нынешнем этапе формируется целая группа геоинформационных профессий: ГИС-менеджер, ГИС-аналитик (постановка и выполнение задач), ГИС-специалист (проектирование и эксплуатация ГИС), ГИС-программист (системное сопровождение и разработка прикладных программ), ГИС-техник (эксплуатация ГИС).. Выпускники специализации ГИС будут работать в первую очередь в системе Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии, его территориальных органах, подведомственных научных, производственных, учебных предприятиях и организациях, в подразделениях землеустроительной службы гор- и райисполкомов, в ВУЗах. В более отдаленной перспективе и в других областях наук о Земле будут востребованы специалисты по геоинформационным системам, так как внедрение прогрес-сивных ресурсосберегающих информационных технологий XXI века требует подготовленных специалистов высокой квалификации. ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]() |